О практике асан

Давно уже хотелось написать на эту тему. Практика асан в йоге, казалось бы не должна занимать такого центрального места, как это есть сейчас. Но об этом говорят, спорят, выясняют и пишут книги. Чего только не встречал на просторах интернета! Кто-то просто гнется не задумываясь по книжке, кто то корректно подходит к позвоночнику, что в общем то разумно. Итак мы прыгаем в виньясах, обливаемся потом под маятник и метроном, опираемся на кирпичи и обвязываемся ремнями, держим руки вверху часами и выжимаем мула бандху до помутнения в глазах ))) и пр. и пр.

И многое из предлагаемого кажется разумным. Но столько всего! Куча правил, предписаний, условий. Даже имея многолетний опыт практики всего не запомнить. Вот и возникло желание понять. Не от частного постигать общее, а наоборот. Вроде как асана – это естественное движение тела. Я сделал такой вывод на основании того, что в некоторых трансовых состояниях люди спонтанно делают асаны йоги, которые никогда раньше не практиковали. Причем они делают их идеально! Сразу и без всякой растяжки! И потом у них ничего не болит. А раз это делают другие, пусть и в трансе, значит – может повторить каждый, главное понять принцип.

Далее я задумался о том, как тело двигается самопроизвольно. И первое что пришло в голову – потягивание. Попробуйте сладко потянуться. Можно даже зевнуть. Обратите внимание, что потягивание – это не растягивание. Это сжатие! Например, вытягивая руки в стороны вы одновременно тяните их к центру грудной клетки.

Следующее, что я вспомнил – йогические принципы саттвы, раджаса и тамаса. Они аналогичны западным алхимическим принципам соли, ртути и серы.

Соль – консервация, равновесие, устойчивость
Сера – горение, расширение, хрупкость
Ртуть – растворение, сжатие, текучесть

Итак, если я растягиваюсь в асане – тело становится хрупким. В том числе суставы и позвоночник.
А если сжимаюсь, то, как ни странно, тело становится текучим и мышечные зажимы растворяются.
Ну а любое неподвижное созерцание фиксирует изменения. Например шавасана.

В данном случае применение к практике йоги алхимических принципов и понятий будет абсолютно правильным, если вспомнить о том, что хатха йога было создана в Индии именно алхимиками. И примерно в то же время, когда эта наука начала свое развитие в Европе и арабских странах.

Итак динамическая разминка (сера, расширение, нарастание энтропии) это интенсификация обменных процессов. В результате старая схема тела становится не такой жесткой, плавится или даже “выгорает”. Затем асаны придают телу новую структуру, сжимая и собирая его по заданной схеме. И шавасана или созерцание фиксируют изменения. Получается что все три стадии необходимы для всех, но в разных пропорциях. Ведь и темперамент у всех разный.
1
Огненные холерики – сера, холодные меланхолики – ртуть, и уравновешенные сангвиники – соль. Выходит, что и практика должна подбираться индивидуально на основе психических особенностей человека таким образом, чтобы сформировать полностью сбалансированную и во всех отношениях гармоничную личность.